Не многие смогут понять заголовок сочинения и не каждый решится озаглавить такой труд столь философским названием. Благодаря множеству школьных дисциплин и всевозможным внеклассным занятиям, я понял, что справедливость не может работать без нравственности. Почему? Во многих произведениях без исключения затрагивается нравственность — прямо или опосредованно. Нравственные муки терзают за свои деяния простого мужика Герасима из произведения “Муму”, а нескончаемая тягость жизни истязает и отбирает жизнь у Мартина Идена. В тоже время, нравственный образ не дает плохому статься с главным героем повести “Преступление и наказание” Раскольниковым, заставив его осознать всю тщетность злости и обиды на трудность жизни и людей, а непоколебимая верность своим друзьям и любимым помогает побороть врагов всем известным трем мушкетерам.
Нравственность является сопутствующей стезей справедливости. Мы можем говорить, что нравственность, как и справедливость — у каждого своя и будем правы. Всеобщей справедливости быть не может. Ее нельзя привить никаким законом. Утонченное понимание закона — “закон что дышло…”. Ни в коем случае данное высказывание не подчеркивает противостояние законотворчеству, нет. Одним законом справедливости не добьешься. Закон — дополнение методов достижения истинной справедливости. А истинности можно достичь через нравственный образ. Положительный нравственный образ благоприятно сказывается на обществе в целом. Он быстро впитывается молодыми мальчиками и девочками в школах и детских садах. Подобрав правильные ключи к идеалу, можно выстроить нормальные и справедливые отношения между людьми.
И теперь к основному вопросу — является ли нравственность критерием справедливости? Это точка зрения, которая имеет точно такое же право на существование, как Луна на статус естественного спутника Земли. Чем человек нравственнее, тем он справедливее. Одно от другого не существует. Соглашусь, что человек может быть справедливым, но совершать безнравственные поступки. Это не означает, что нравственности в нем нет. В силу обстоятельств и окружения приходится подстраиваться под среду обитания, но в скором времени образ, сложившийся в голове либо даст росток, либо человек перестанет быть справедливым.