Одним из самых загадочных образов романа “Мастер и Маргарита” является Мастер. Он воссоединяет в себе высокоинтеллектуального и очень ранимого человека. В далеком прошлом был историком. Однажды Мастер выиграл крупную сумму, бросил работу и начая заниматься тем, о чём мечтал: приступил к написанию романа о Понтии Пилате. Его роман взорвал умы высших официальных литературных критиков, из-за которого в последующем он попал в психиатрическую клинику. Когда на него нападают злобные цензурщики, жизнь теряет всякий смысл, он не понимает, что став писателем, став тоже врагом для других писарей, которые не любят талантливого конкурента.
Мастер говорит только то, что думает. Он полностью свободен от предрассудков и потому вызывает у них гнев. Его стараются уничтожить любым возможным способом. Мастер возненавидел и роман и себя самого. Однако Мастер был единственным человеком в столице, который выбрал верный творческий путь. Он решил служить великому, божественному искусству, он не стал писать на заказ, о том “что можно”. История романа заинтересовала Воланда и он спас Мастера и Маргариту, дал им место покоя. Михаил Булгаков не соглашается с выбором Мастера и считает что его герой не заслужил света. Ненависть этих людей его угнетает.
Почему Мастер “не заслужил света, он заслужил покой”? Мастера ждёт не счастье, а забвение. Во время написания романа встречает свою любовь – женщину по имени Маргарита. С психологической клинику извлекает его Маргарита, с помощью Воланда. В Москве их тела умирают, но на самом деле они переносятся совсем в другое время, где Мастер будет писать гусиным пером. Он не заслужил света, а заслужил покой, потому что он отрекся от своего романа, иначе как Иешуа стоял за свои убеждения до конца и поэтому он не заслуживает света, как Иешуа. В Мастере нет независимости, у него выветренная, интеллектуальная и духовная свобода.
Образ Мастера во многом автобиографичен – Михаил Булгаков тоже ожёг первую редакцию своего романа и понимал что опубликовать что-нибудь ортодаксального в СССР почти нереально. На примере судьбы Мастера Булгаков в своём романе помещает важнейшие для него мысли о месте художника, творческой личности в обществе.